Премия Рунета-2020
Москва
+20°
Boom metrics
Москва11 декабря 2011 22:00

Белый снег. Серый лед... Москвичей блэкаут ждет?

«Комсомолка» решила выяснить, готовы ли аэропорты и подмосковные электросети к новым ледяным дождям [видео]
Источник:kp.ru

Синоптики предупреждают: прошлогодний ледяной дождь может повториться этой зимой.

- Мы прогнозируем, что зима будет неустойчивая. Ожидаются частые смены температурных режимов, и это сигнал к тому, что могут выпадать такие осадки, как ледяной дождь, - заявил недавно руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

По его словам, спрогнозировать ледяной дождь можно от силы за двое или трое суток. А чаще всего - лишь за несколько часов. Это значит, что стихия вновь нагрянет внезапно. Неужели аэропорты опять встанут? А у половины области - как в прошлом году - вырубит электричество?

НОВОГОДНИЙ АД

В декабре 2010-го ледяной дождь, обрушившийся на Москву и область, буквально парализовал аэропорты. В «Домодедово», например, 26 декабря из-за обрыва проводов вырубилось электричество. Его не было больше суток, авиакомпании отменили несколько сотен рейсов. Пассажиры буквально жили в аэропорту: спали на полу и питались дорогущими бутербродами из кафе. Сотни рейсов были задержаны и в «Шереметьево»: у авиакомпании не хватило антиобледенительной жидкости для обработки самолетов. На несколько суток заложниками ситуации стали более 20 тысяч пассажиров.

Но если в аэропортах к Новому году ситуацию разрулили, то в Подмосковье она только усугублялась. Из-за обледеневших деревьев, которые рухнули на провода, остались без электричества (а часто и тепла) десятки тысяч человек. Весь январь и часть февраля провода продолжали чинить, а в области продолжались плановые отключения энергии. Что будет в этом году?

«ДОМОДЕДОВО» ПОСТРОИТ... СОБСТВЕННУЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЮ

Аэропорт, как нам пояснили в пресс-службе «Домодедово», постепенно становится энергетически автономным.

- Мы закупаем новые генераторы, вырабатывающие электроэнергию с помощью дизельного топлива, - заверили «Комсомолку» представители аэропорта. - Сегодня суммарная мощность дизель-генераторов - 8,92 мегаватта в час. А к 1 февраля она составит 15,6 мегаватта. Это значит, что, даже если одновременно выйдут из строя два независимых друг от друга источника электроснабжения, к которым мы подключены, аэропорт сможет поддерживать бесперебойную работу.

Но дизели - дорогой вариант, они едят слишком много топлива. Поэтому «Домодедово» решило строить мини-ТЭЦ, которая, как ожидается, будет действовать на природном газе. Первая очередь теплоэлектроцентрали начнет работать в 2013 году, вторая - в середине 2016-го.

Но ведь ТЭЦ - это миллиарды рублей! Не получится ли, что за такую «энергетическую автономность» заплатим мы, пассажиры? Не отразится ли это на цене обслуживания самолетов и в конечном итоге на цене билетов?

В пресс-службе «Домодедово» нам сообщили, что стоимость обслуживания самолетов входит в так называемый аэропортовый сбор, а он регулируется государством, и строительство ТЭЦ на него повлиять не может.

«ШЕРЕМЕТЬЕВО» ЗАКУПИЛО ЗАПАС РЕАГЕНТОВ

- У нас достаточно реагентов для обработки воздушных судов. Также в аэропорту обеспечены достаточные запасы реагентов для обработки аэродрома - взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перрона, - уверяет представитель пресс-службы аэропорта Татьяна Алексеева.

ПРОРУБИЛИ ПРОСЕКИ

Московская область, конечно, больше двух аэропортов. Спасти ее от ледяного дождя сложнее.

- Одна из проблем в том, что линии электропередачи часто проходят через охраняемые государством леса, - пояснили «Комсомолке» в Минэнерго.

В этом году компания МОЭСК - та самая, по вине которой сотни подмосковных поселков остались без света, - вырубила 2,6 тысячи гектаров просек, серьезно перевыполнив план. Еще больше тысячи га расчистил филиал ОАО «Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы». Однако чтобы обледеневшие деревья не падали на ЛЭП, нужно вырубить 8 тысяч га - в два раза больше. Вывод: новые падения, а значит, и обрывы проводов вполне возможны.

Самолеты на поле в прошлом году приходилось буквально размораживать.

Самолеты на поле в прошлом году приходилось буквально размораживать.

ВСЯ НАДЕЖДА - НА СИП

Впрочем, главная проблема в другом. Больше половины проводов, по которым течет электричество, в Подмосковье изношены и подлежат замене. И их меняют.

- В этом году около 1300 км голого провода заменены на так называемый СИП - самонесущий изолированный провод, - заявил недавно заместитель технического директора по распределительным сетям ОАО «МОЭСК» Андрей Миридонов.

Провод СИП сделан из специального прочного состава - алюминия и стали. Если падает, допустим, дерево или начинается ледяной дождь и провода обрастают льдом, он не обрывается.

В этом году энергетики планируют заменить только около 2,5 тысячи километров проводов. Поэтому область, меняя провода, одновременно запасается дизель-генераторами.

- В этом году закуплено много новой техники и оборудования. МОЭСК, например, приобретает новые автогидроподъемники повышенной проходимости и автономные резервные источники электроснабжения, - рассказал «Комсомолке» председатель Топливно-энергетического комитета Московской области Цырен Цагадаев. Всего в Московской области таких передвижных генераторов планируется закупить более тысячи. Мы требуем от сетевых компаний, чтобы аварию они устранили в течение двух часов. Если не укладываются, то к объектам жизнеобеспечения, например котельным или социальным объектам, подключат генератор. Где-то мощный, где-то послабее, все зависит от конкретной ситуации. На базе областной энергосетевой компании мы, например, создали областной резерв передвижных электростанций. Московская объединенная электросетевая компания, помимо мощных, закупает и небольшие - от 20 до 50 киловатт - генераторы. Их вполне хватит на небольшую больницу или школу. Есть передвижные электростанции и у МЧС.

Кстати, количество аварийно-восстановительных бригад в Подмосковье в этом году по сравнению с прошлым увеличилось в три раза.

*Блэкаут - авария в энергосистеме или массовое отключение электричества.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Госдумы:

«А деревья - не спасти»

- Мы забыли про деревья, тысячи которых в Москве и области погибли от последствий ледяного дождя. Этот ущерб, к сожалению, так и не восполнен. Что касается электросетевых компаний, то после реформы, проведенной Чубайсом, все они в регионах России стали, с одной стороны, частными, а с другой - остались монополистами. Менять старые провода на новые, то есть обновлять фонды, они не очень-то торопятся. Хотя у властей есть механизм влияния на них, и им нужно активно этим механизмом пользоваться.

ОФИЦИАЛЬНО

Андрей ПРЯНИШНИКОВ, помощник руководителя Росавиации:

«Коллапс не повторится»

- Уроки из прошлогоднего коллапса извлечены. Вдоль ЛЭП, ведущих к аэропорту «Домодедово», например, вырублены все деревья. Это значит, что при ледяном дожде они на провода не упадут и те не оборвутся. К тому же в «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково» созданы запасы антигололедных реагентов для взлетно-посадочных полос и антиобледенительных жидкостей для самолетов. Увеличены и мощности резервных источников питания. Повторение прошлогоднего коллапса вряд ли возможно.