Почему пустеет центр столицы?
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Многие москвичи заметили - в последнее время Тверская уже вовсе не главная улица Москвы. Уж точно не Невский в Питере - там круглые сутки кипит жизнь, тусуются и местные, и туристы. Всего несколько лет назад Тверская тоже была такой. А сейчас...
Иду от станции метро «Охотный ряд» вверх по Тверской. Парковку кругом запретили - раздолье для пешеходов! Можно хоть по трое в шеренгу ходить. Монументальные, как Мавзолей, каменные лавочки - но на них никто не сидит. Это же не набережная.
Иметь бутик на Тверской теперь слишком уж накладно.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
На Пушкинской традиционная тусовка. Студенты, нарядные девицы, африканцы с рекламными листовками, туристы, и стар и млад... Это место притяжения было и, видимо, будет всегда - тут бульвар, кинотеатр, куча кафешек и ресторанов.
Но метров триста выше, в сторону «Маяковской», - и снова странное запустение. Ау! Где все? «Киномир» в Настасьинском переулке больше похож на пригород разорившегося Детройта. Зеркальные двери исписаны баллончиками, стены изрядно облезли. А ведь это центр Москвы!
После Триумфальной площади прохожих можно пересчитать по пальцам одной руки. Тут и там виднеются объявления с предложениями аренды...
- Рубль за последние полгода изрядно просел. Цены же на коммерческие площади назначают в валюте. Получается, что с каждым месяцем приходится платить все больше, - объясняет экономическую причину запустения на Тверской президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
БЕЗ КАПЛИ НИКОТИНА УМИРАЕТ РЕСТОРАН
В первую очередь новшества ударили именно по владельцам ресторанов.
- Запрет парковки и курения, ограничение размеров вывески, обустройство летних веранд подкосили уже не один бизнес, - констатирует Бухаров. - У нас, к сожалению, еще не сложились кулинарные традиции, как в Европе, - люди не готовы специально куда-то ехать и тем более идти, чтобы поесть в хорошем ресторане.
Казалось бы, что мешает уйти на периферию, там-то аренда не такая кусачая, и людей там живет больше, и можно продукты завозить без пропуска в центр города, с парковкой опять-таки попроще...
- Психологически москвич готов отдать более крупную сумму за еду, если кафе находится в пределах Садового кольца, - делится опытом Бухаров. - В спальном районе человек раскошеливаться уже не согласен. А хорошая кухня с качественными продуктами и опытным персоналом не может стоить копейки.
Вот и получается, что на окраине выживают только сетевики со средним уровнем обслуживания.
У БАНКИРОВ ВСЕ ПУТЕМ
Интересная закономерность - то, что мешает кафе и магазинам, совсем не вредит банкам и крупным компаниям, а в некоторых случаях даже идет на пользу.
- После введения платной парковки практически всегда есть свободные места - это привлекает клиентов, - объясняет Антон П., представитель арендодателя, который сдает в наем коммерческую недвижимость на Тверской.
А вот полный запрет стоянки (пресловутая Тверская тут не одинока, таких улиц в Москве все больше) губительно влияет на бизнес. Около станции метро «Павелецкая», к примеру, начали закрываться и банки, и магазины. Встать у обочины просто невозможно - тут же подъезжают эвакуаторы.
- Ограничение парковки ударило и по офисам, - говорит и. о. руководителя департамента коммерческой недвижимости в одной из компаний Елена Орлова. - Конечно, крупные компании не закроют свои главные представительства в центре из-за платных машино-мест. Это вопрос имиджа компании. Но арендаторы, для которых вопрос парковки принципиален, отдают предпочтение объектам, расположенным немного дальше от центра Москвы.
Выходит, что главные улицы центра из торговых и тусовочных постепенно превращаются в серьезно деловые.
БИЗНЕСУ ТЕСНО
Те, кто бывал в Европе, удивляются: почему в Москве нет тематических улиц? Скажем, здесь кучкуются ювелиры, здесь - бутики, здесь - рестораны... По мнению ресторатора Бухарова, всему виной общий дефицит доступных площадей:
- У нас на тысячу жителей приходится 750 квадратов коммерческих помещений. На Западе этот показатель выше в 3 раза. Предприниматели хватаются за то, что подвернулось первым. Нет возможности выбрать именно то место, которое хочется.
В мэрии, похоже, это тоже понимают. В последнее время город начал выкупать квартиры в первых этажах и переводить их в коммерческую недвижимость. Это даст новые площади под мелкий бизнес: кафешки, магазинчики, булочные...
Кстати, проблемы с площадями есть не только в центре. Подобрать помещение под тот же продуктовый магазин проблематично даже в спальных районах. Строить самому - дорого. Снимать - особо нечего. Удобный принцип торгово-развлекательных центров, который пришел в мировую практику из Штатов, при проектировании московских спальных районов раньше не учитывался. Поэтому-то у нас все мегамоллы сегодня окружили и регулярно парализуют МКАД. Кстати, есть повод для гордости: по количеству «Ашанов» мы уже давно обогнали европейские города. Но рады ли этому москвичи? Ведь, чтобы добраться до гипермаркета, приходится отстоять огромную пробку. Ну или переходить в режим «совы» - совершать покупки только поздно вечером по будням.
ТЕПЕРЬ НЕ ДО ПОНТОВ
Выходит, что вся городская жизнь сегодня сосредоточивается между Садовым и третьим транспортным кольцами. Компании находят все меньше причин иметь представительства поближе к сердцу столицы. Накладно да и, откровенно говоря, не так уж и престижно, как раньше. Физическая близость к госорганам (их-то офисы еще не скоро покинут центр) уже ничего не значит - мир давно изменился, большая часть работы производится удаленно. Многие компании уже давно выбрались на просторы Подмосковья. А некоторые - вообще в соседние области. Прибыльность ведь, особенно в период спада экономического роста, важнее каких-то эфемерных понтов: «А у нас главный офис на Тверской!»
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
$6,5 тысячи в год - столько в среднем стоит годовая аренда одного квадратного метра коммерческой недвижимости на Тверской улице.
1 квадрат в Люблине обойдется в $543, в Алтуфьеве - в $311, в Раменках, у станции метро «Университет» - в $750.