Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Москва4 октября 2009 22:00

Московским таксофонам пришла труба?

В столице избавляются от телефонов-автоматов. Но не поторопились ли чиновники?

«Плачет девочка в автомате...» - эти строчки известной песни сейчас вызывают легкую улыбку ностальгии. Дело даже не в том, что хиту, написанному на стихи Андрея Вознесенского, уже много лет. Телефон-автомат потихоньку становится таким же анахронизмом, как чугунок, примус или патефон.

«ДАЖЕ У СОБАК ЕСТЬ МОБИЛЬНИКИ»

Замминистра связи и массовых коммуникаций России Наум Мардер поставил вопрос ребром: в нынешнем виде таксофоны не нужны. От них сплошные убытки.

- В среднем на один установленный таксофон приходится три минуты платного разговора в месяц, - заявил Мардер на заседании научно-технического совета при Минсвязи. - И сколько мы можем получить за три минуты в месяц? Зато при этом мы тратимся на систему мониторинга состояния аппаратов, на систему распространения карт оплаты...

Федеральные чиновники вынесли свой вердикт: количество таксофонов в стране сократить до минимума. Не так уж они и нужны.

- В Подмосковье уже у собак есть мобильники! - шутит Наум Мардер.

Сотовая связь, конечно, стала доступной. Но как быть, если нет мобильного? Например, украли, батарейка села, у сотового оператора сбой, да мало ли что может случиться!

Корреспондент «КП» решил поставить эксперимент.

«МОЖНО ПОЗВОНИТЬ?»

Выключаю свой мобильный телефон, выхожу на Большую Черкизовскую улицу.

- Простите, у меня батарейка в телефоне села, нельзя ли с вашего телефона позвонить? - обращаюсь к молодому человеку в спортивном костюме.

- В табло получишь, вали отсюда! - свирепеет тот.

Милая девушка в красном пальто в ответ на просьбу позвонить только энергичнее зацокала каблуками. Деловой мужчина в шерстяном костюме как будто бы и не услышал моей просьбы. Самым откровенным оказался пухленький краснощекий школьник в спортивной куртке поверх серого форменного пиджака:

- Ага, нашли дурака, я дам мобилку, а вы с ней удерете...

Ну не верят москвичи, что у меня села батарейка! И даже обещание заплатить их не соблазнило...

Найти таксофон тоже оказалось трудно. Единственный аппарат на Большой Черкизовской висит на стене жилого дома неподалеку от поворота в Зельев переулок. Ага, вот оно, спасение! Подхожу - облом. Деньги аппарат не принимает: монетоприемник закрыт куском железа. Нужна пластиковая телефонная карточка. Но где ее взять? Ближайшая точка продажи - у метро, а туда, по моим прикидкам, ехать транспортом минут 10.

Захожу в магазин фототоваров - он на первом этаже этого же здания.

- Можно от вас позвонить?

- Нет, у нас линия сейчас не работает, - врет охранник.

- А карточки телефонные у вас продаются?

- Нет.

Делать нечего, шагаю к метро. На выходе из станции «Преображенская площадь» всегда стояли железные будки с таксофонами. Но и там мне позвонить не удалось: аппараты сняли, вместо них стоит ларек, торгующий газетами и сканвордами. Полчаса я потратил на поиски средства связи! В конечном итоге нашел: таксофон висел в почтовом отделении, там же продавались и карточки для его оплаты. Правда, цена по сравнению с мобильной связью высоковата: 54 рубля за карточку на 10 минут разговора. За мобильный я плачу раза в два меньше...

НЕПРИБЫЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

- С 2006 года мы сократили количество таксофонов примерно на 40%, - пояснили «Комсомолке» в МГТС. - Но мы не убирали новые аппараты, а ликвидировали старые, монетные.

Не секрет, что таксофоны, которые работают на монетках, постоянно подвергаются атакам вандалов. Выпотрошить аппарат не так уж и сложно.

- С другой стороны, есть потребители, которые не имеют возможности нормально пользоваться мобильной связью, - говорит Алексей Самохвалов, глава общества защиты прав потребителей услуг связи. - Это, например, приезжие, которые вышли из поезда и не знают, куда деваться. А платить бешеные деньги за междугородний роуминг не хотят. Кроме того, таксофоны бывают нужны пожилым людям, которым порой тяжело освоить такое достижение техники, как мобильный телефон. Вспомните и студентов из небогатых семей, которым даже самый дешевый мобильник не всегда доступен.

Неужели все эти люди останутся без связи только потому, что таксофония неприбыльна?

- Конечно, нет, это наша социальная функция - обеспечивать население таксофонной связью, и мы будем ее выполнять, - уверяет Аркадий Семенов, начальник департамента таксофонной сети МГТС. - Таксофония меняется, но не уходит с рынка. Мы понимаем, что есть люди, не привыкшие пользоваться мобильной связью, плюс есть такая немаловажная вещь, как выход на экстренные службы. При отсутствии мобильника и наличии таксофона можно спасти человеческую жизнь. Сейчас мы отслеживаем рентабельность использования аппаратов, отслеживаем, где их не хватает, а где, наоборот, слишком много. Кроме того, МГТС установит 500 таксофонов с местной, междугородней и даже международной связью. Причем цена местных звонков будет зафиксирована на уровне 57 копеек за минуту, что, конечно, дешево.

- На самом деле связисты сами довели услугу таксофонии до невостребованности! - считает Алексей Самохвалов. - Потому что когда в Подмосковье по 12 аппаратов в каждом почтовом отделении - это слишком много и никому не нужно. А вот повесьте больше таксофонов на площади трех вокзалов, и сразу же появится хорошая прибыль.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

6000 таксофонов работают в Москве;

на 40% меньше их стало с 2006 года;

3,3 минуты - среднемесячная длительность разговора с одного таксофона;

2,7 минуты из них в среднем приходится на звонки в экстренные службы.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Отказаться от таксофонов совсем не получится. Как с книгами: есть электронные книги, которые можно бесплатно скачать из Интернета, но в книжных магазинах полно народа. За границей, кстати, таксофоны используются повсеместно, хотя в США и Европе мобильная связь распространена даже лучше, чем у нас. Почему так происходит?

Во-первых, там автоматы расставлены с умом. На шоссе, на вокзалах, в аэропортах, на проселочных дорогах - там, где может не оказаться прохожего, который вызовет службу спасения по сотовому, если у вас села батарейка. В туристических местах, в супермаркетах... У нас же почему-то автоматы вешают по 5 - 6 штук подряд и в деловом центре города - там, где ходят одни клерки с мобильниками.

Во-вторых, нашими таксофонами неудобно пользоваться. Где покупать карты оплаты - непонятно. Гораздо удобнее было бы кидать в автоматы монетки. Вандалы, возразите вы... Но ведь маргиналы, крушащие все вокруг, есть и в Германии, и во Франции, и в США. К тому же посмотрите на терминалы оплаты сотовой связи в Москве. Они стоят по всему городу, а в неблагополучных районах их просто поместили в специальную ударопрочную коробку.

В-третьих, таксофоны должны быть мультифункциональными и недорогими. Если звонок на городской номер по таксофону будет стоить дешевле, чем по мобильному, люди будут пользоваться стационарными кабинками. А если, как на Западе, с помощью телефонов-автоматов еще можно будет отправить электронные письма, SMS-сообщения, подключиться к Интернету... Кстати, за счет этих дополнительных услуг бизнес по установке и обслуживанию автоматов можно будет сделать прибыльным.

Наш рынок связи отстает от западного на несколько лет. А это значит, что рано или поздно и в Москве появятся удобные многофункциональные телефоны. Другого пути просто нет.