Вперые эту запись мы обнаружили в «живом журнале» hectop.livejournal.com. По словам автора, бывшего российского пилота, живущего ныне в США, перед нами - отрывок из переговоров диспетчера с капитаном упавшего в Перми «Боинга».
Откуда взялся этот текст? Автор не раскрывает источников, но из намеков можно сделать вывод, что переговоры засек кто-то из радиолюбителей.
То, что Нестор, как называет себя автор, тесно связан с авиацией и имеет массу знакомств в этой среде, сомнений нет. Зачастую после автокатастроф, которые в России, увы, не редкость, именно в блоге Нестора первыми появляются эксклюзивные фотографии. Словом, обладатель этого дневника в ЖЖ - определенный авторитет. А потому и к опубликованной на сайте записи интерес особый.
Вот приведенный на сайте текст.
- АЭРОФЛОТ 821 УДАЛЕНИЕ 13 (километров. - прим. ред.) ПОДХОДИТЕ К ГЛИССАДЕ (команда занять определенную траекторию для снижения).
- 821(диспетчер вызывает борт снова, поскольку пилоты не отвечают. - прим. ред.)
6 СЕК
- АЭРОФЛОТ 821 ПОДХОДИТЕ К КУРСУ
- 821 (пилот отзывается. - прим. ред.)
20 СЕК
- 821, ПО МОИМ ДАННЫМ НАБИРАЕТЕ (высоту. - прим. ред.), СИЮ (сокращенно - сию минуту. - прим. ред.) ВЫСОТА 900, ПОДТВЕРДИТЕ
- АЭРОФЛОТ 821 (ПАУЗА ) ПОДТВЕРЖДАЮ НАБОР, СНИЖАЕМСЯ
- АЭРОФЛОТ 821 ВЫПОЛНЯЙТЕ ПРАВЫЙ РАЗВОРОТ НА КУРС 360, СНИЖАЙТЕСЬ 600
- АЭРОФЛОТ ВЫПОЛНЯЕМ РАЗВОРОТ 600, 821
- 821, РАССЧИТЫВАЙТЕ ПОВТОРНЫЙ ЗАХОД, ВЕКТОРЕНИЕ ДО ЧЕТВЕРТОГО РАЗВОРОТА
- АЭРОФЛОТ 821, ЕСЛИ ВЫ НЕ ВОЗРАЖАЕТЕ (ПАУЗА) ПРОДОЛЖИМ ЗАХОД
- АЭРОФЛОТ 821 КУРС 360, СНИЖАЙТЕСЬ 600, РАСЧИТЫВАЙТЕ ПОВТОРНЫЙ ЗАХОД
- ПОВТОРНЫЙ ЗАХОД СНИЖАЕМСЯ 600 АЭРОФЛОТ 821
- 821 У ВАС ВСЕ НОРМАЛЬНО В ЭКИПАЖЕ?
- 821 ПОДТВЕРЖДАЮ
- 821 ПОНЯЛ, ТОГДА СТРОГО ВЫПОЛНЯЙТЕ КОМАНДЫ, РАСЧИТЫВАЙТЕ ВЕКТОРЕНИЕ ДО ЧЕТВЕРТОГО РАЗВОРОТА, ПРАВЫЙ РАЗВОРОТ НА КУРС 360
- 600 НА КУРС 360 АЭРОФЛОТ 821
20 СЕК
- АЭРОФЛОТ 821 РАБОТАЙТЕ С ПОДХОДОМ...
- П...Ц!!! КРИК
Задача «слива» - свалить вину на летчиков?
Мы попросили нашего постоянного автора, эксперта по авиационной безопасности Виктора ТИМОШКИНА прокомментировать эту запись.
- Здесь немало странных фраз. Например, пилот говорит: «Подтверждаю набор, снижаемся». Получается, что он выполняет противоположные команды - и набор высоты, и снижение. Кроме того, нелепые слова у диспетчера: «Если не возражаете, продолжим заход». Удивительная фамильярность! Есть и другие несуразицы. Например, диспетчер спрашивает: «У вас все нормально в экипаже?» Но он ведь не штатный психолог!
Экипаж словно заведомо выставлен в неприглядном виде: мол, пилоты не могли вовремя выровнить самолет по оси посадки. Если утверждать, что самолет был исправен, значит, летчики были как минимум в состоянии глубокого опьянения и самолет был фактически неуправляем. На фоне заявлений об исправности «Боинга» этот текст очень похож на «утечку информации», цель которой - создать негативное мнение об экипаже.
«Пилот вел себя неадекватно»
Однако несмотря на мнение эксперта, приведенный в блоге текст во многом совпадает с рассказом руководителя полетов аэродрома Большое Савино в Перми Ирека Бикбова.
Напомним, что Бикбов утверждал, что диспетчеры столкнулись с признаками неадекватности пилота во время его общения с диспетчерами. В телефонном интервью «Первому каналу» диспетчер сообщил, что слова и действия пилота были противоречивы: «Я ему сказал: «По моим данным, вы набираете высоту. Подтвердите, что текущая высота - 900 метров». Он ответил: «Да, подтверждаю, но мы снижаемся». А сам в это время продолжал набор высоты 1200».
По словам Бибкова, пилот фактически не выполнял команды с земли. «Я его спросил: «У вас все нормально?» Он сказал: «Да, подтверждаю, - рассказал Бикбов. - Он вел себя неадекватно, не выполнял команды. Возможно, что-то происходило, но он не хотел об этом сообщать.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Невоенная тайна
Конечно, разбираться в причинах ЧП - дело специалистов. А пока даже официальные заявления по поводу трагедии поневоле противоречат друг другу. Судите сами. Комиссия по расследованию причин авиакатастрофы признала: теракта не было. Объявлено и о том, что у самолета не имелось неисправностей, которые бы могли привести к катастрофе. Руководство авиакомпании «Аэрофлот-Hорд», которой принадлежал «Боинг-737», выдвинуло собственную версию: причиной трагедии мог стать прибор навигации, который имеет нетипичную для российских авиаторов шкалу. Мол, нет у пилотов опыта, чтобы правильно ориентироваться по этому прибору в критической ситуации. И в то же время министр транспорта Игорь Левитин заверил, что экипаж был опытным.
Словом, одно заявление ставит под сомнение другое. Но это еще полбеды. Хуже, что со времен, когда мы писали о разбившихся самолетах в Иркутске и в Донецке, где жертвы исчислялись на сотни, только одна позиция осталась неколебимой: даже расшифрованные уже параметры полета и переговоров пилотов держатся в жутком секрете.
Почему? Неужели переговоры пилотов друг с другом или переговоры экипажа с диспетчером - государственная тайна? Мы спрашиваем даже не из журналистских интересов (а то опять скажут, что ищем «жареное»). Дело в другом: почему бы тому же МАКу не опубликовать эти данные немедленно, чтобы привлечь к обсуждению практикующих пилотов? А вдруг у кого-то был аналогичный случай, но экипаж с ним справился? А вдруг кого-то из асов осенит гениальная догадка, дающая ключ к тому, что произошло?
В ситуации с «Боингами» и «Эйрбасами» да и вообще с иномарками все это еще важнее. Нет у нас пока пилотов, которые налетали бы ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ часов на этой технике, как на «Ту» и «Илах». Значит, опыт работы с этой техникой - ничтожен. Так давайте его нарабатывать всем летным составом, а не некой, пусть даже опытной и уважаемой, но закрытой комиссией. А вот делать выводы будет как раз комиссия. Это как в нормальном суде: чтобы понять правду, нужно заслушать всех свидетелей и экспертов. В нашем случае - всех профессионалов, кто хоть что-то может сказать о возникшем ЧП.
Зачем создавать тайну? Ведь где начинаются тайны, там кончается уверенность в том, что катастрофа больше не повторится.
ВЕРСИЯ
Возможно, диспетчер спросил экипаж о террористах
Пока не опубликован официальный радиообмен (чего в скором времени ожидать не приходится), судить о произошедшем на борту упавшего «Боинга» сложно. Однако наши источники сообщают, что в расшифровке самописца, запечатлевшего переговоры пилотов между собой в кабине, слышен сплошной мат. Судя по накалу страстей, ситуация явно была нештатная, и пилоты это понимали.
Любопытна еще одна деталь - нехарактерные для переговоров диспетчера и пилота фразы.
Как нам объяснил источник, близкий к расследованию, у пилота в кабине есть кнопки, нажатие которых сообщает о захвате воздушного судна. Но, кроме того, диспетчер может уточнить информацию и в радиообмене - причем нейтральными словами. Например, на вопрос диспетчера: «Сколько часов вы сегодня ночью спали?» - пилот может ответить: «Сегодня я спал 2 - 3 часа, плохо». Это может означать, что самолет захвачен. Подобные вопросы и ответы в обычной ситуации не допускаются, но в экстремальной - вполне, как некий кодовый обмен информацией.
Возможно, именно поэтому, пояснил источник, в тексте, который мы цитируем, есть нештатный вопрос диспетчера: «У вас все нормально в экипаже?» Возможно, таким образом диспетчер спросил: не захвачен ли самолет террористами? И получил ответ, что нет, все в порядке.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Родные погибших требуют по $1 млн.
Вчера адвокаты родственников разбившихся пассажиров «Боинга» в Перми заявили, что сумма компенсации в 2 млн. рублей чудовищно мала.
- Мы знаем, как помочь каждому из родных получить до 1 миллиона долларов, - говорит адвокат Роман БУЯНОВ. - Будем опираться на положения международного права, согласно которому предела выплат нет.
Фирма, в которой работает Роман, вела дела тех, кто потерял родных в иркутской авиакатастрофе 2006 года. Тогда 185 человек получили компенсации от 1 млн. рублей до 1 млн. долларов.
Алена СМИРНОВА («КП» - Пермь»)
Уважаемые авиаторы, пилоты «Боингов»!
А что вы думаете по поводу этой записи? Ждем ваших мнений на нашем сайте или по тел. (495) 777-02-82